Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №51 ЗАТО г.Североморск
Версия для слабовидящих
Горячая линия Карта сайта

Адаптация детей в детском саду

Уважаемые родители!

Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.

Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом.

Что провоцирует стресс ребенка?

  1. В огромной степени стресс провоцирует отрыв от матери. Конечно же, ребенок неразрывно связан с Вами, и мама – это главное, что у него есть. И вдруг его единственная и самая лучшая мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела.
  2. Чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало – отрыв от матери.
  3. Обычно, мальчики более уязвимы в плане адаптации к детскому саду, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
  4. Кризис трёх лет, который может наслоиться на период адаптации ребёнка, иногда осложняет её прохождение.

Период адаптации, как правило, длится от 1 недели до 3 месяцев.

В каждом детском саду есть уже свой отработанный алгоритм адаптации ребенка. Чаще всего ребенок привыкает к новой жизни по такой схеме:

❖    чтобы ребенку было проще познакомиться с воспитателями и другими детьми, мама приводит его несколько раз на дневную и вечернюю прогулку. Очень важно, чтобы ребенок видел, как родители приходят за детьми;

❖    первую неделю малыша приводят к девяти часам, чтобы он не видел слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Желательно, чтобы ребенок был накормлен, потому что многие малыши отказываются кушать в непривычной для них обстановке;

❖    первую неделю мама находится в группе вместе с детьми, чтобы он чувствовал себя спокойнее. После утренней прогулки мама забирает ребенка домой;

❖    вторую неделю ребенок остается в группе в течение такого же времени, что и в первую, но уже без мамы. Мама приходит к концу утренней прогулки, и ребенок обедает в ее присутствии;

❖    третью и четвертую неделю ребенок уже может остаться на дневной сон. Родители могут забрать его сразу, как только он проснется.

3 степени адаптации к детскому саду.

Тяжелая степень адаптации – дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.

Поведение ребенка:

Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Он переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Но постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома. Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо вас и воспитателей, поможет только педиатр или узкий специалист.

Средняя степень адаптации – в эту группу попадают дети без нервных расстройств – они в детском саду «всего лишь» начинают часто болеть, т. к. происходит «обмен» всевозможными инфекциями.

Подобную «прививку» могут выдержать далеко не все дети – у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие и профилактические мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что Ваш ребенок заболеет, а значит, адаптация его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться Вашему ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы.

Поведение, ребенка:

Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.

Легкая адаптация – наконец, почти половина детей составляет самую благополучную группу – они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3- 4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны Вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Поведение ребенка:

Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда Ваш ребенок адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего – пол месяца.

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?

  • Рассказывайте ребенку о позитивных моментах, которые ждут его в детском саду;
  • Постепенно приучайте ребенка к детскому саду;
  • Внушайте ребенку, что Вам необходимо ходить на работу, а ему – ждать Вас в детском саду;
  • Говорите ребенку о том, что в детском саду он будет в безопасности. О нем будет заботиться воспитательница;
  • Постоянно повторяйте ребенку, что Вы его любите и обязательно за ним придете;
  • Демонстрируйте ребенку свое спокойствие и уверенность. Вашу собственную тревогу он с разу почувствует и «заразится» ею сам;
  • Попросите и других членов семьи отводить ребенка в ясли;
  • Дайте ребенку с собой его любимую игрушку, свою фотографию небольшого размера или какую-то личную вещь;
  • Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания;
  • Присутствуйте в группе вместе с ребенком первые дни или недели;
  • В последующие дни старайтесь пораньше забрать ребенка из детского сада, НО когда прощаетесь утром – сразу же уходите;
  • Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из яслей. В беседе о проведенном дне в детском саду акцентируйте внимание на
  • позитивных моментах;
  • После того как Вы забрали ребенка, обязательно погуляйте с ним, тем самым дав ему возможность сбросить накопившееся за день напряжение;
  • Поощряйте и хвалите ребенка за то, что он Вас дождался.
  • Теперь Вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальной составляющей процесса адаптации. Настройтесь на то, что очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет».

Им на смену придут самостоятельность ребенка и приобретенные им полезные навыки.

С уважением, воспитатели группы «Рябинка»

Информационно-образовательные ресурсы