Музыкальные занятия с детьми раннего возраста
Консультация для родителей.
Тема: «Музыкальные занятия с детьми раннего возраста».
Уважаемые родители! Ранний возраст является важнейшим периодом в жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие. При планировании и организации взаимодействия с детьми во время музыкальных занятий необходимо, прежде всего, учитывать возрастные особенности детей. Ребёнок третьего года жизни инициативен в общении со взрослыми и детьми. Он проявляет доброжелательность, способность мимикой и жестами, интонацией, движениями и с помощью слов общаться с окружающими; преимущественно вербальное общение. Проявляет интерес к театру, знание его персонажей, стремится воспроизводить фрагменты знакомых сказок по собственной инициативе. Может использовать разные способы игры: практические действия с игрушками или предметом-заместителем (качает куклу); жест (мешает в кастрюльке кашу, имитируя движение); слово («Кушай кашу, дочка!»). Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры. Проявляется развитие воображения (способность замещения одного предмета другим, схожим по форме или другим признакам). Отмечается появление смысловой структуры сознания (мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение). Развитие малыша происходит в основном через общение. Ребёнок удерживает внимание 7-8 минут. При новой деятельности ребёнок нуждается в поэтапном объяснении («Делай, как я!»). Ведущей функцией в этом возрасте является восприятие. Развиваются элементарное музыкально-эстетическое восприятие и различение музыкальных звуков, контрастных по высоте, длительности, тембру, динамике. Развивается музыкальная активность: малыш не только включается в выразительное пение, но уже владеет некоторыми певческими навыками. Исполняет несложные хороводы, пляски, танцует в кругу, в паре, вовлекается в музыкальные игры, передаёт характерные движения персонажей (лиса, волк, и пр.), с интересом осваивает звучащие музыкальные игрушки и инструменты.
Музыка – это первый вид искусства, с которым человек сталкивается в жизни. Воспринимать музыку ребёнок начинает ещё в период внутриутробного развития. В раннем возрасте закладывается интерес к музыке. Основной целью музыкального воспитания в данном возрасте является развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение детей к музыкальному искусству. Задачи музыкального воспитания детей раннего возраста заключаются в следующем:
-вызвать у детей радость, положительные эмоции, побуждать их к активности;
-привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость (эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма) и музыкальную активность ребёнка (умение проявлять себя в пении, связывать с музыкой движения игры и пляски).
Интеграция различных видов деятельности, использование игровых мотиваций, сюрпризных моментов, игр-инсценировок, способствует повышению эмоциональной активности малышей и формированию положительного настроя на музыкальные занятия. При организации музыкальных занятий с малышами особое внимание уделяется созданию обстановки, в которой дети чувствуют себя комфортно. Музыкальный руководитель и воспитатель не принуждают в ходе занятия воспитанников к выполнению желаемых действий, стараются заинтересовать каждого ребёнка, чтобы он сам захотел принять участие в совместной деятельности. Большое внимание уделяется подбору музыкального материала для детей раннего возраста. Музыка должна быть яркой, художественной, но при этом простой.
Тематическое содержание (слова песен, речь персонажей) должно быть понятно и интересно детям.
Несмотря на то, что занятия должны быть информационно и эмоционально насыщены, детская психика не должна перегружаться. Персонажей не должно быть много, они должны быть знакомы малышам. Чтобы не напугать малышей, лучше использовать персонажей кукольного театра, мягкую игрушку, воспитатель может надеть маску, не скрывающую лица.
Длительность занятий 8-10 минут. Занятия проводятся в игровой форме, со сменой видов деятельности. Все этапы занятия объединяются общим игровым сюжетом, который становится основой развития различных видов деятельности.
Подготовила: музыкальный руководитель Маркина С.В.