СОДЕРЖАНИЕ ОБЪЕКТОВ ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЖИВАЯ ПРИРОДА
- Растения и животные как живые организмы, которые растут, дышат, размножаются, питаются, развиваются, ХIХ общие признаки, сходства и различия, специфические потребности (в тепле, воде, воздухе, почве).
- Строение, функции и значение частей растений. Видоизменение частей растения, его связь с выполняемыми функциями;
- корень – укрепление в почве, всасывание и накопление воды и питательных веществ;
- стебель – «проведение» и накопление воды и питательных веществ;
- листья — «приготовление» пищи и дыхание;
- цветы и плоды размножение.
- Особенности строения и функций некоторых частей тела и органов у животных.
- Многообразие живых организмов, их приспособление (в строении, дыхании, размножении, способе питания, повадках):
- к среде обитания (подземной, водной, наземно-воздушной);
- сезону
- экологической системе;
- природной (климатической) зоне.
- Представление об основных компонентах сред обитания (земля, воздух, вода).
- Факторы неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу.
- Характерные особенности сезонов (времен года):
- в неживой природе изменение температуры воздуха, воды, почвы, влажности воздуха,
состояния осадков (снег, град, дождь, туман, иней, роса и т.д.) и др.;
- в жизни растений и животных изменение внешнего вида, способов питания, образа жизни;
- в разных климатических зонах.
8. Характерные особенности экологических систем – зависимость живой и неживой природы
на примере конкретных объектов:
- пруд – водная и водно-воздушная среда, бедная почва, много воды, недостаток света, невысокая температура;
- лес – богатая почва, мало света, достаточно влаги и света;
- луг – много света, нехватка влаги, достаточно света, почва беднее, чем в лесу;
- город – недостаток влаги, повышенная температура, плотная и бедная почва, мало света (из-за строений), наличие продуктов жизнедеятельности человека (загазованность, мусор и пр.), понятие об искусственной экологической системе, о роли человека.
9. Характерные особенности природно-климатических зон – взаимосвязь неживой и живой
природы:
- тундра – низкие температуры, недостаток света, вечная мерзлота в почвенном слое, повышенная влажность, короткое лето и продолжительная зима;
- смешанный лес (тайга) – наличие сезонности, достаточное количество в.лаги, богатая почва, теплое .лето, мало света;
- пустыня – высокая температура, много света, недостаток влаги, бедная почва, особенности зимы (суточные колебания температуры);
- саванна – высокая температура, бедная почва, достаточное количество света, сезон дождей и засухи, особенность зимы (отсутствие низких температур)
- джунгли ~~ высокая температура, богатая почва (но вымываемая водой), избыточная влажность, недостаток света, отсутствие низких температур в течение всего года;
- Арктика и Антарктика – низкие температуры, отсутствие почвы, недостаток света, вода в двух агрегатных состояниях (твердом и жидком).
10. Взаимосвязи и взаимообусловленность объектов и явлений природы;
- живая и неживая природа (температура, освещенность, влажность, плодородие почвы и др.);
- животные и растения;
- растения и растения;
- животные и животные;
- человек и природа.
11. Представление о механизме приспособления, об эволюции животных и растений, о естественном отборе.
12. Характерные особенности растений и животных, позволяющие классифицировать и систематизировать их по разным признакам (строение, образ жизни, питание и пр.):
- травы – цветы – кустарник – деревья;
- птицы - звери – насекомые - земноводные;
- плотоядные (хищники) – травоядные – всеядные животные;
- домашние – дикие животные;
- зимующие – перелетные птицы и т. д.
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
1. Свойства и признаки веществ: вода, воздух, песок, глина, камни, чернозем (плодородная часть почвы).
2. Три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое):
- свойства и качества жидких, твердых, газообразных веществ, особенности их взаимодействия друг с другом (например, в воде растворяются некоторые твердые вещества);
- переход вещества из одного агрегатного состояния в другое на примере воды (пар, вода, лед), условия, необходимые для этого перехода (температура);
- круговорот воды в природе, водная система планеты Земля.
3. Планета Земля:
- рельеф, атмосфера, гидросфера, смена времен года, частей суток;
- природные катаклизмы (землетрясения, вулканы, наводнения, цунами, смерчи, ураганы).
4. Космос, Солнечная система, планеты, спутники (искусственные и естественный – Луна), небесные тела (метеориты, кометы), солнечное и лунное затмение.
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
1. Свет, его свойства и признаки, оптические приборы; цветообразование.
2. Магнетизм, процесс намагничивания — размагничивания, компас.
3. Вес и невесомость, земное притяжение, приборы для измерения веса.
4. Электричество (статическое), условия его возникновения, свойства электричества, материалы – проводники и изоляторы, природное (молния) и рукотворное (ТЭЦ, ГЭС, электрические батареи) электричество.
5. Звуки, их разнообразие, источники звуков, причины возникновения и исчезновения, эхо, особенности восприятия звуков человеком и некоторыми животными.
6. Тепло, тепловые явления, влияние тепла на свойства веществ, теплопроводность и теплоизоляция (условия потери и сохранения тепла), измерение температуры тел и веществ.
7. Движение, упругость, давление, сила выталкивания и отталкивания, трение, инерция, передача энергии от одного тела другому.
8. Время, день и ночь, дни недели, месяцы, календарь, часы.
ЧЕЛОВЕК
1. Человек — живой организм:
- особенности строения человеческого тела;
- особенности строения и функционирования органов и систем;
- человек как высшее биологическое существо, его отличие от животных.
2. Человек — пользователь природы:
- экологические катастрофы (загрязнение воды нефтью и химическими отходами, высыхание водоемов, вырубка лесов и пр.);
- роль человека в возникновении и разрешении экологических катастроф;
- выращивание человеком растений и животных с учетом особенностей их строения и развития (стадии роста, особенности размножения, уход и пр.);
- использование растений и животных, искусственный отбор.
РУКОТВОРНЫЙ МИР
1. Предмет как таковой:
- предмет и его признаки (строение, функции, форма, размер, цвет, назначение);
- свойства материала (хрупкий, ломкий, мнущийся, непрочный, бьющийся, прочный...);
- качество материала (сыпучий, твердый, мягкий, гладкий, шершавый, тонкий, толстый...);
- связь между свойствами и качествами материала, характером использования вещей, сделанных из него, и назначением;
- роль человека в добывании и производстве материала.
2. Предмет ~ результат деятельности человека:
- предметы и их значение для удовлетворения потребностей человека (духовных, интеллектуальных, игровых, социальных, трудовых и др.);
- компоненты трудового процесса (цель, мотив, действие, операции, средства, результат) и его этапы (алгоритм деятельности).
3. Предмет – творение человеческой мысли:
- многообразие рукотворного мира, возможность его преобразования;
- ретро и перспективный взгляд на предмет (прошлое -настоящее – будущее);
- возможность сделать предлагает удобным и красивым;
- отражение (зависимость) в предмете опыта человека-творца, его деловых и личностных качеств;
- связи, отношения в системе человек – предмет – природа – человек.
С уважением, воспитатель группы Лушкова Надежда Сергеевна