Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЗАТО г.Североморск «Детский сад №51»
Версия для слабовидящих
Горячая линия Карта сайта

СОДЕРЖАНИЕ ОБЪЕКТОВ ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЖИВАЯ  ПРИРОДА

 

  1. Растения и животные как живые организмы, которые растут, дышат, размножаются, питаются, развиваются, ХIХ общие признаки, сходства и различия, специфические потребности (в тепле, воде, воздухе, почве).
  2. Строение, функции и значение частей растений. Видоизменение частей растения, его связь с выполняемыми функциями;

 

-         корень – укрепление в почве, всасывание и накопление воды и питательных веществ;

-         стебель – «проведение» и накопление воды и питательных веществ;

-         листья — «приготовление» пищи и дыхание;

-         цветы и плоды   размножение.

 

  1. Особенности строения и функций некоторых частей тела и органов у животных.
    1. Многообразие живых организмов, их приспособление (в строении, дыхании, размножении, способе питания, повадках):

 

-         к среде обитания (подземной, водной, наземно-воздушной);

-         сезону

-         экологической системе;

-         природной (климатической) зоне.

 

  1. Представление об основных компонентах сред обитания (земля, воздух, вода).
  2. Факторы неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу.
    1. Характерные особенности сезонов (времен года):                                       

- в неживой природе изменение температуры воздуха, воды, почвы, влажности воздуха,

состояния осадков (снег, град, дождь, туман, иней, роса и т.д.) и др.;

-         в жизни растений и животных изменение внешнего вида, способов питания, образа жизни;

-         в разных климатических зонах.

8.  Характерные особенности экологических систем – зависимость живой и неживой природы
на примере конкретных объектов:

-         пруд – водная и водно-воздушная среда, бедная почва, много воды, недостаток света, невысокая температура;

-         лес – богатая почва, мало света, достаточно влаги и света;

-         луг – много света, нехватка влаги, достаточно света, почва беднее, чем в лесу;

-         город – недостаток влаги, повышенная температура, плотная и бедная почва, мало света (из-за строений), наличие продуктов жизнедеятельности человека (загазованность, мусор и пр.), понятие об искусственной экологической системе, о роли человека.

9.  Характерные особенности природно-климатических зон – взаимосвязь неживой и живой
природы:

-         тундра – низкие температуры, недостаток света, вечная мерзлота в почвенном слое, повышенная влажность, короткое лето и продолжительная  зима;

-         смешанный лес (тайга) – наличие сезонности, достаточное количество в.лаги, богатая почва, теплое .лето, мало света;

-         пустыня – высокая температура, много света, недостаток влаги, бедная почва, особенности зимы (суточные колебания температуры);

-         саванна – высокая температура, бедная почва, достаточное количество света, сезон дождей и засухи, особенность зимы (отсутствие низких температур)

-         джунгли ~~ высокая температура, богатая почва (но вымываемая водой), избыточная влажность, недостаток света, отсутствие низких температур в течение всего года;

-         Арктика и Антарктика – низкие температуры, отсутствие почвы, недостаток света, вода в двух агрегатных состояниях (твердом и жидком).

10.  Взаимосвязи и взаимообусловленность объектов и явлений природы;

-    живая и неживая природа (температура, освещенность, влажность, плодородие почвы и др.);

-    животные и растения;

-   растения и растения;

-    животные и животные;

-    человек и природа.

11.  Представление  о  механизме  приспособления,  об эволюции животных и  растений,  о естественном отборе.

12.  Характерные  особенности  растений  и  животных,   позволяющие   классифицировать  и систематизировать их по разным признакам (строение, образ жизни, питание и пр.):

-    травы – цветы – кустарник – деревья;

-    птицы - звери – насекомые - земноводные;

-    плотоядные (хищники) – травоядные – всеядные животные;

-    домашние – дикие животные;

-    зимующие – перелетные птицы и т. д.

 

НЕЖИВАЯ   ПРИРОДА

 

1.    Свойства и признаки веществ: вода, воздух, песок, глина, камни, чернозем (плодородная часть почвы).

2.   Три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое):

-    свойства и качества жидких, твердых, газообразных веществ, особенности их взаимодействия друг с другом (например, в воде растворяются некоторые твердые вещества);

-    переход вещества из одного агрегатного состояния в другое на примере воды (пар, вода, лед), условия, необходимые для этого перехода (температура);

-    круговорот воды в природе, водная система планеты Земля.

3.    Планета Земля:

-   рельеф, атмосфера, гидросфера, смена времен года, частей суток;

-    природные катаклизмы (землетрясения, вулканы, наводнения, цунами, смерчи, ураганы).

4.   Космос, Солнечная система, планеты, спутники (искусственные и естественный – Луна), небесные тела (метеориты, кометы), солнечное и лунное затмение.

 

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

 

1.    Свет, его свойства и признаки, оптические приборы; цветообразование.

2.    Магнетизм, процесс намагничивания — размагничивания, компас.

3.    Вес и невесомость, земное притяжение, приборы для измерения веса.

4.   Электричество (статическое), условия его возникновения, свойства электричества, материалы – проводники и изоляторы, природное (молния) и рукотворное (ТЭЦ, ГЭС, электрические батареи) электричество.

5.    Звуки, их разнообразие, источники звуков, причины возникновения и исчезновения, эхо, особенности восприятия звуков человеком и некоторыми животными.

6.    Тепло, тепловые явления, влияние тепла на свойства веществ, теплопроводность и теплоизоляция (условия потери и сохранения тепла), измерение температуры тел и веществ.

7.   Движение, упругость, давление, сила выталкивания и отталкивания, трение, инерция, передача энергии от одного тела другому.

8.   Время, день и ночь, дни недели, месяцы, календарь, часы.

 

ЧЕЛОВЕК

 

1.    Человек — живой организм:

-    особенности строения человеческого тела;

-    особенности строения и функционирования органов и систем;

-    человек как высшее биологическое существо, его отличие от животных.

2.    Человек — пользователь природы:

-    экологические  катастрофы   (загрязнение  воды  нефтью  и химическими  отходами, высыхание водоемов, вырубка лесов и пр.);

-    роль человека в возникновении и разрешении экологических катастроф;

-    выращивание человеком растений и животных с учетом особенностей их строения и развития (стадии роста, особенности размножения, уход и пр.);

-    использование растений и животных, искусственный отбор.

 

РУКОТВОРНЫЙ   МИР

 

1.    Предмет как таковой:

-    предмет и его признаки (строение, функции, форма, размер, цвет, назначение);

-    свойства материала (хрупкий, ломкий, мнущийся, непрочный, бьющийся, прочный...);

-    качество   материала (сыпучий, твердый,   мягкий,   гладкий,   шершавый,   тонкий, толстый...);

-    связь между свойствами и качествами материала, характером использования вещей, сделанных из него, и назначением;

-   роль человека в добывании и производстве материала.

2.   Предмет ~ результат деятельности человека:

-    предметы   и   их значение   для удовлетворения потребностей человека  (духовных, интеллектуальных, игровых, социальных, трудовых и др.);

-    компоненты   трудового   процесса (цель, мотив, действие, операции, средства, результат) и его этапы (алгоритм деятельности).

3.   Предмет – творение человеческой мысли:

-    многообразие рукотворного мира, возможность его преобразования;

-    ретро   и перспективный взгляд на предмет (прошлое -настоящее – будущее);

-    возможность сделать предлагает удобным и красивым;

-    отражение (зависимость) в предмете опыта человека-творца, его деловых и  личностных качеств;

-    связи, отношения в системе человек – предмет – природа – человек.

 

 С уважением, воспитатель группы Лушкова Надежда Сергеевна

Информационно-образовательные ресурсы